С административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Порядок подачи заявления об оспаривании нормативных правовых актов в суд, а также порядок его рассмотрения и принятия решения судом установлен главой 21 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Согласно установленному порядку административное исковое заявление об оспаривании нормативных правовых актов подается по подсудности, установленной статьями 20 и 21 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 126, частью 3 статьи 209 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации к административному исковому заявлению о признании нормативного правового акта недействующим прилагаются следующие документы:
1) уведомления о вручении или иные документы, подтверждающие вручение другим лицам, участвующим в деле, копий административного искового заявления и приложенных к нему документов; в случае, если другим лицам, участвующим в деле, копии административного искового заявления и приложенных к нему документов не были направлены, в суд представляются копии заявления и документов в количестве, соответствующем числу административных ответчиков и заинтересованных лиц;
2) документ, подтверждающий уплату государственной пошлины в установленных порядке и размере либо право на получение льготы по уплате государственной пошлины, или ходатайство о предоставлении отсрочки, рассрочки, об уменьшении размера государственной пошлины с приложением документов, свидетельствующих о наличии оснований для этого;
3) документ, подтверждающий наличие высшего юридического образования у гражданина, который является административным истцом и намерен лично вести административное дело, по которому предусмотрено обязательное участие представителя;
4) доверенность или иные документы, удостоверяющие полномочия представителя административного истца, документ, подтверждающий наличие у представителя высшего юридического образования, если административное исковое заявление подано представителем;
5) документы, подтверждающие сведения о применении оспариваемого нормативного правового акта к административному истцу или о том, что административный истец является субъектом отношений, регулируемых этим актом;
6) копия оспариваемого нормативного правового акта.
Административное исковое заявление об оспаривании нормативного правового акта рассматривается судом в срок, не превышающий двух месяцев, а Верховным Судом Российской Федерации - в течение трех месяцев со дня его подачи.
Отказ лица, обратившегося в суд, от своего требования не влечет за собой прекращение производства по делу.
Суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.
Установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
Решение суда о признании нормативного правового акта или его части недействующими влечет за собой утрату силы этого нормативного правового акта или его части, а также других нормативных правовых актов, основанных на признанном недействующим нормативном правовом акте или воспроизводящих его содержание.
Решение суда о признании нормативного правового акта недействующим не может быть преодолено повторным принятием такого же акта.
В случае несогласия с решением суда заинтересованное лицо вправе обжаловать его в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.